Метизный рынок в ожидании защитных мер


Об этом говорится в уведомлении Минпромторга о результатах расследования в целях установления наличия возросшего импорта машиностроительного крепежа на таможенную территорию РФ и обусловленного этим серьезного ущерба отрасли российской экономики. Установление специальной пошлины в предлагаемом размере позволит устранить ущерб, нанесенный отечественным производителям крепежа. По мнению Минпромторга, предлагаемый срок действия специальной защитной меры даст возможность российским предприятиям осуществить комплекс мероприятий по адаптации отрасли российской экономики.

Однако Ассоциация Росметиз усмотрела в этом нарушение Федерального закона № 165-ФЗ от 08.12.2003 «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров». В частности, с нарушением Федерального закона расследование проводилось только в отношении болтов гаек и пружинных шайб ограниченного ассортимента, а в предложениях Минпромторга РФ защитная мера распространяется на все крепежные изделия, соответствующие кодам ТН ВЭД 7318 15 810 0, 7318 15 890 0, 7318 15 900 9, 7318 16 910 9, 7318 16 990 0, 7318 21 000 9. При этом под защитную пошлину попадают и крепежные изделия, которые в России не производятся, но широко используются в промышленности и строительстве.

В эффективности принятия подобных защитных мер сомневаются и читатели нашего журнала. Предлагаем ознакомиться со статьей специалиста петербургской компании «Болт. Ру» Вадима Рыбина, в которой автор рассматривает причины низкой конкурентоспособности российских метизных предприятий и прогнозирует последствия введения специальной пошлины на ввоз импортного крепежа.

Цена кредита

Высокая стоимость кредита - явный тормоз развития не только метизного производства, но и предприятий промышленности других отраслей.Мне не известна другая страна, где кредит был бы так же дорог, как в России. В Европе кредит стоит 4-6%, в Китае- 6-8%, у нас- 16- 20%. Создавать какое- либо промышленное производство при такой стоимости кредита экономически нецелесообразно - импорт получается дешевле. Отсюда - высокая монополизация производства метизов в России. Все ныне действующие крупные метизные предприятия существовали в СССР, новых предприятий нет. Это объясняет все проблемы нашей метизной отрасли - низкое, как правило, качество продукции; низкая эффективность предприятий-монополистов; отсутствие стимула к совершенствованию; сверхприбыли; лоббирование интересов монополистов госструктурами.

Национальная безопасность, безусловно, требует удовлетворения российскими производителями большей части внутреннего спроса на крепеж, и повышение импортных пошлин в разумных пределах в этом аспекте могло бы быть желательным.

Однако поскольку первопричиной застойного состояния российской метизной промышленности является дороговизна банковского кредита, государство и должно в первую очередь бороться за удешевление кредита. Эта мера позволит, во-первых, сделать возможным создание новых метизных предприятий и создать конкуренцию среди отечественных производителей крепежа; во- вторых, повысить спрос на метизы путем оживления промышленности и строительства; в- третьих, будет способствовать модернизации ныне действующих метизных предприятий.

Ассортимент

Российские предприятия выпускают перечень типоразмеров крепежа, очень далекий от рыночного спроса. Так, в Российской Федерации не производятся:

- болты больших (М24- М36) и малых (М4, М5) диаметров класса прочности 8.8.,

- болты больших и малых длин,

- горячеоцинкованный крепеж,

- множество менее востребованных, но тем не менее совершенно необходимых для промышленности крепежных деталей.

Многократные запросы не привели к расширению ассортимента продукции российских заводов, даже несмотря на то, что узость ассортимента послужила причиной ухода от них постоянных покупателей.

Цены

Нестандартный крепеж (по чертежам заказчика) в разы дешевле заказать в Китае. Наши производители отказываются от изготовления даже крупных партий (20 тонн одного типоразмера) простейшего изделия, если прибыль составляет меньше 70%. Иногда прямо заявляют, что им нужна 100-процентная прибыль.

Вообще отношение наших производителей к заказчикам мало изменилось с советского времени. Отделы сбыта считают, что покупатель им должен, раз они милостиво согласились продать крепеж.

Кроме того, одновременность поднятия цен российскими заводами - например, при росте курса доллара и удорожании импорта, - свидетельствует о ценовом сговоре.

Административно-бюрократический барьер

Административно-бюрократический барьер, сопутствующий импорту крепежа, значительно повышает конкурентоспособность российских производителей. В целом ценовое преимущество отечественного крепежа перед импортным, созданное государством, равняется 23%, включая 15% пошлины + 8% бюрократические процедуры. И это на крупные партии однообразного товара.

На мелкие партии товара, а это редкие, не производимые в России виды крепежа, бюрократический барьер вообще является запретительным. Стоимость таможенного оформления и сертификата соответствия намного превосходит таможенную стоимость товара, и крепеж ввозится нелегально, по «черной» или «серой» схеме. Стоимость такого ввоза - 4 евро за килограмм - дает потенциальному российскому производителю поистине безграничное конкурентное преимущество - не менее 200%.

Неиспользованные внутренние возможности предприятий

С российскими предприятиями трудно работать из-за раздутого административного аппарата. Кроме повышения себестоимости продукции, это создает проблемы взаимодействия с контрагентами. Покупателю непросто найти на заводе лицо, отвечающее за то или иное направление работ, и решить возникший вопрос бывает не только сложно, но порой невозможно.

Почти все российские метизные заводы продают свою продукцию через «торговые дома», то есть через посредников. Это позволяет скрыть сверхприбыль, и создать высокооплачиваемые «сидячие» рабочие места для «нужных» людей.

За границей - в Китае и Европе - продукцию продает производитель, взаимодействовать приходится с одним человеком, который квалифицированно решает все вопросы, причем быстро.

Руководство отечественных заводов не заинтересовано в рентабельности своих предприятий, иначе уже давно избавилось бы от неэффективного персонала, упростило управление и создало условия для нормального обслуживания покупателей. И, наконец, отгружало бы крепеж в таре, удобной клиентам, а не заводу. И избавилось от луж масла на складах.

Качество

Систему контроля качества крепежа нужно менять срочно и кардинально, независимо от таможенных пошлин. Оцениваться должно качество изделия, а не качество бумаг.

Существующая система сертификатов соответствия, необходимых для импорта товара, является не более чем пошлиной Ростесту, и только снижает качество импортируемого крепежа. Потому что сертификат снимает ответственность за качество с продавца. Заводы РФ также в ответ на упреки за низкое качество апеллируют к сертификату - как будто при наличии сертификата само качество уже не требуется.

Ассоциация «РосМетиз» провела в этом году независимую экспертизу опубликовала результаты проверки продукции двух крупнейших российских производителей крепежа. В итоге – предприятия-монополисты подали иск против «РосМетиза» в защиту своей репутации, но проиграли суд. (см. Семенов А.А. «Честь и достоинство»- Метизы №1 (22) 2010).

Российский крепеж продолжает уступать по качеству китайскому, несмотря на распускаемые слухи об обратном. В подтверждение приведу три примера.

Высокопрочные горячеоцинкованные болты и гайки китайского производства, поставленные ООО «Русболт» в составе российской продукции для нефтяной промышленности Ирака, успешно прошли предельно придирчивую американскую экспертизу.

Высокопрочный горячеоцинкованный и электрооцинкованный крепеж, постоянно поставляемый этой же компанией производителю комплектующих для автопрома, регулярно проходит экспертизу различных производителей автомобилей. Самый требовательный из них - Nissan/Toyota имеет строжайшую систему качества, включающую ежегодные инспекции поставщиков. К стандартному, то есть не специально для них изготовленному, а просто хранящемуся на складе торговой фирмы крепежу самых востребованных типоразмеров китайского производства, претензий не было ни разу.

А вот от наличия на складе крепежа производства одного из российских заводов ради требовательного клиента пришлось отказаться. Голландцы, прежде чем начать закупки крепежа для намывных работ в Невской губе, лично по своему усмотрению отобрали на складе «Русболта» образцы высокопрочных болтов и гаек и провели их экспертизу. Причем приехали без предупреждения, свалились как снег на голову. На складе хранился преимущественно китайский товар (95%) и болты производства РААЗ. Закупая крепеж от гигантов отечественной метизной промышленности, каждая отгрузка которого включает до 5% брака или пересортицы, подобную выездную проверку клиента было бы трудно пройти.

Выводы:

1. Повышение таможенных пошлин на метизы приведет к дальнейшей монополизации рынка и, как следствие, к снижению качества крепежа, росту числа техногенных аварий, росту цен на метизы и, следовательно, к снижению конкурентоспособности всей российской промышленной продукции.

2. Пора полностью отменить контроль качества импортируемой продукции таможней и органами сертификации, упростить и удешевить таможенные процедуры. Компенсацией этой меры может быть повышение на 10% таможенной пошлины на крепеж, то есть до 25%. Это сократило бы нелегальный ввоз крепежа, увеличило поступления в госбюджет, и повысило качество крепежа на российском рынке за счет роста ответственности продавцов.

3. Снижение цены банковского кредита до 6-8% как в Китае и Европе оживит российское производство в целом и метизов в частности; увеличит конкуренцию, что приведет к повышению качества метизов на рынке.

Вернуться назад